ГБОУ "АДЫГЕЙСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ"

385000, г. Майкоп, ул. Советская, 241, тел.:(8772) 52-11-68

Советская Адыгея от 24.08.2011

Советская Адыгея от 24.08.2011

Диалог учителей Адыгеи с Президентом РФ

На днях в Адыгее прошло ежегодное республиканское педагогическое совещание с участием Президента РФ Дмитрия Медведева и министра образования и науки России Андрея Фурсенко. Главной целью совещания стало обсуждение наиболее острых вопросов законодательного обеспечения образовательной деятельности в Адыгее в разрезе проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проект уже обсуждался в парламенте, общественной палате и Интернете.

Дмитрий Медведев рассказал об основных аспектах работы федеральной власти по формированию новой законодательной базы в области образования.

— Новый закон считаю фундаментальным, поэтому данный законопроект мы рассматриваем намного дольше, чем закон «О полиции». Ведь образование — это главная ценность, которую человек создает на всю жизнь, — сказал глава государства.

О том, как Адыгея готовится к новому учебному году, и о предложениях республиканской педагогической общественности к законопроекту главе государства доложил министр образования и науки РА Рамазан Беданоков.

— Новая жизнь для всей образовательной системы Республики Адыгея началась с реализации приоритетного национального проекта «Образование», — отметил Рамазан Асланович. — За это время в рамках только этого проекта в образовательную сферу Адыгеи было вложено около 600 млн. рублей, что позволило кардинальным образом улучшить материально-техническую базу, содержание и насыщенность учебных программ, материально поддержать учителей. Для нас крайне важна подготовка учителей, внедрение новых стандартов и обучающих технологий, наполнение учебных программ новым содержанием, внесение необходимых изменений в нормативные документы с тем, чтобы обеспечить четкое функционирование всей системы образования в республике. Более 1000 педагогов участвовали в работе групп по обсуждению ключевых направлений закона об образовании.

Более подробно свои предложения, замечания и дополнения к закону на совещании высказали докладчики — участники рабочих групп по обсуждению закона. В частности, на совещании был представлен передовой опыт работы школ республики по внедрению национально-регионального компонента в свете федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

— В многонациональных регионах особенно необходимо со школы приобщать ребят к традициям разных народов, чтобы они воспринимали их не как чуждые и раздражающие, а близкие и понятные, — сказал Дмитрий Медведев.

Как отметила в своем выступлении учитель средней школы №6 Шовгеновского района Фатима Шаова, посредством регионального компонента в школе прививают детям лучшие нравственные качества на основе национальных традиций. Кроме углубленного изучения адыгейского языка и литературы, в школе есть кружки золотого шитья, национального танца, конструирования одежды, открыта гостиная, где проводят беседы, знакомят с обрядовыми мероприятиями.

— Мы стремимся сохранить лучшее, что накоплено адыгейским народом, развивая национальные традиции и обычаи, — сказала Фатима Шаова.

Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «СОШ №4» Гиагинского района Людмилы Кесебежевой было посвящено организации мониторинга на уровне образовательной организации в рамках управления качеством образования. Людмила Кесебежева также предложила продумать различные формы мотивирования общественных и иных организаций на сотрудничество с образовательными учреждениями, создание информационных сайтов с публикацией общественного рейтинга различных типов учреждений, а также перечня общественных и иных организаций, участвующих в независимой оценке качества образования.

Также на совещании была поднята тема развития общеобразовательных организаций одной ступени. На примере лицея №34 социальных и информационных технологий Майкопа руководитель комитета по образованию г.Майкопа Любовь Дубовская рассказала о преимуществах работы школы одной ступени. Лицей был открыт в 1997 году как школа старшей ступени и за 14 лет своей деятельности добился определенных успехов: лицеисты традиционно становятся призерами и победителями предметных олимпиад различного уровня, результаты ЕГЭ выпускников лицея всегда выше средних результатов по городу Майкопу и республике.

Развитию всесторонней личности способствуют условия, созданные в лицее: однородная возрастная среда, насыщенный интеллектуальный фон, сочетание различных видов деятельности, подбор педагогических кадров, особый психологический климат и т.д. В связи с этим Любовь Дубовская предложила отразить в законопроекте возможность создания школ старшей ступени для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или на профильном уровне. Как подчеркнул глава государства, судьба образования зависит не только от элитных больших школ, но и от маленьких сельских образовательных учреждений.

— Но все-таки разрыв между ними нужно преодолевать и в материальном, и в учебно-методическом оснащении. Необходимо соединить все возможности: и федеральные, и республиканские, и спонсорские, чтобы оснастить все школы современной техникой. При этом важна подготовленность и самих учителей, — отметил Дмитрий Медведев.

При разработке нового федерального закона «Об образовании в РФ» педагоги Адыгеи на августовском совещании предложили выстраивать систему работы с одаренными детьми с учетом особенностей региона и уже накопленного в нем опыта. В Адыгее в этом плане есть определенные успехи. В частности, для подготовки математиков, физиков и механиков в ГОУ «Республиканская естественно-математическая школа при Адыгейском государственном университете» создана отличная учебно-методическая база, которая на сегодняшний день является одной из лучших в стране. Учащиеся школы становятся победителями олимпиад и других интеллектуальных конкурсов, 36 выпускников школы обучаются на механико-математическом факультете в МГУ.

— Система, которую мы создали в республике, является открытой. А предгорье Адыгеи — идеальное место для проведения всероссийских летних математических школ. Мы уже 17 лет проводим такую школу. В течение 7 лет совместно с ВДЦ «Орленок» реализуем проект «Всероссийская смена». Юный математик», — рассказал директор республиканской естественно-математической школы при АГУ Дауд Мамий.

Все перечисленные директором проекты реализуются в форме дополнительного образования, поэтому он предложил на Юге России формировать систему работы с одаренными детьми. Дауд Мамий также подчеркнул значимость данной работы, уточнив, что в стране катастрофически падает уровень математической подготовки выпускников средних школ.

В свою очередь Дмитрий Медведев, комментируя работу по совершенствованию системы итоговой аттестации учащихся, отметил, что споры о необходимости ЕГЭ ушли в прошлое, однако существуют определенные проблемы, которые нужно решать через публичные дискуссии о путях совершенствования ЕГЭ.

— Нужен баланс. Поэтому необходимо продумать, как соединить ЕГЭ и опыт прежней системы оценки знаний, — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Также глава государства предложил Адыгее активнее заниматься вопросами перевода школ в разряд автономных учреждений, перенимать положительный опыт Новгородской области. Такие меры позволяют значительно повысить заработную плату учителей.

Д.А.Медведев остановился и на вопросах необходимости оснащения образовательных учреждений новой и современной техникой, при этом важным аспектом является подготовка самих учителей. В этом плане в республике утвержден комплекс мер по модернизации общего образования. Помимо существенного улучшения материально-технической базы школ реализация проекта позволит уже в 4 квартале нынешнего года увеличить заработную плату учителям на 33% и довести ее до средней заработной платы в экономике республики (13043,5 руб.).

Дмитрий Медведев призвал педагогов активнее включаться в процесс обсуждения нового законопроекта «Об образовании в РФ». Он также добавил, что обязательно будут учтены и рассмотрены прозвучавшие предложения педагогов Адыгеи, которые поручил выслушать и принять на рассмотрение министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко.

Обсуждение законопроекта продолжилось во второй части педагогического совещания. На нем выступили представители общеобразовательных учреждений, дошкольного образования, негосударственных образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, общественных организаций.

С докладом об изменении подходов к подготовке квалифицированных рабочих кадров в регионе выступила заместитель директора Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа АГУ З.М.Тепсаева. Зарема Меджидовна высказала опасения по поводу пункта статьи законопроекта, касающейся отсрочки от призыва на военную службу. Ежегодно образовательные учреждения среднего профессионального образования сталкиваются с ситуацией, когда студенту, проучившемуся 3-4 года, остается несколько дней до защиты дипломного проекта, он достигает призывного возраста, и его забирают в армию. Только через год он может вернуться в колледж, завершить последний этап освоения образовательных программ и получить диплом о профессиональном образовании.

Зарема Тепсаева предложила внести поправки в законопроект о необходимости предоставления отсрочки от призыва на военную службу обучающимся по программам среднего профессионального образования так же, как и обучающимся по программам высшего образования, т.е. «на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения образовательных программ».

В ходе совещания большое внимание было уделено проблемам и перспективам дистанционного образования детей. Этому направлению в новом законе «Об образовании» уделяется особое место. В Адыгее есть положительный опыт обучения школьников на дому. В республике работает центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором на сегодняшний день обучаются 77 ребят. В основном это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями.

О проблемах в этом виде образования и предложениях по их решению рассказал руководитель центра Роман Чумаков. Так, к примеру, в этом году семеро ребят, обучающихся дистанционно, проходили государственную итоговую аттестацию. Принимали аттестацию специальные аттестационные комиссии. Дети либо сами приезжали в гимназию, либо комиссии выезжали к ним на дом. Опыт проведения такой аттестации показал, что для этих детей надо организовать не только обучение, но и прохождение итоговой аттестации в дистанционном режиме. Но вопрос о прохождении государственной аттестации с использованием дистанционных технологий на сегодняшний день законом не урегулирован.

— Считаем, что назрела необходимость разработать такой порядок на федеральном уровне, — отметил Роман Чумаков. — Ведь не за горами для этих детей окончание средней школы и возможное участие в ЕГЭ.

После выступления основных докладчиков последовали обсуждения законопроекта с мест. Учителя и руководители образовательных учреждений выносили на обсуждение свои замечания и дополнения к проекту. Так, директор гимназии №5 г.Майкопа Саида Кушхова выразила общее беспокойство родителей будущих первоклассников, которые с трудом устраивают своих детей в ближайшие школы по месту жительства в связи с возрастающими очередями при приеме в первый класс и нехваткой мест в школах. Саида Кушхова предложила законодательно закрепить территориальную доступность для зачисления ребенка в первый класс до определенной даты (1 июля), после которой при наличии свободных мест в школу принимаются все желающие.

Председатель совета профсоюза работников образования города Адыгейска Аминет Тхагапсо предложила закрепить в законопроекте нормы, определяющие основы единого социального и профессионального статуса педагогического работника на всей территории России. При этом рассчитывать уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике не в регионе, а в Российской Федерации. А также включить в проект закона пункт, по которому педагогические работники, имеющие государственные награды, могли бы получать повышенную пенсию.

Андрей Фурсенко сказал, что предпринимаются определенные шаги в рамках комплекса мер по модернизации образования, согласно которым во всех субъектах зарплата повысится не менее чем на 30%, в том числе и в Республике Адыгея. Также он отметил, что повышение зарплаты актуально не только для учителей, но и для других категорий педагогических работников.

В ходе совещания поступали предложения и от дошкольных образовательных учреждений, в которых законопроект впервые устанавливает обязательные федеральные государственные стандарты. Так, педагогический коллектив ДОУ №29 г.Майкопа предложил на уровне дошкольного образования исключить результат освоения основных программ как обязательное требование федерального образовательного стандарта. Из-за дефицита мест в детские сады подготовка детей к школе разноуровневая, а установление требования стандарта к результатам приведет к распространению практики тестирования детей при поступлении в 1-й класс, что ущемит права детей, не получивших дошкольное образование.

В ходе совещания серьезное внимание было уделено обсуждению темы внедрения новых стандартов и обучающих технологий, наполнения учебных программ новым содержанием, внесения необходимых изменений в нормативные документы с тем, чтобы обеспечить четкое функционирование всей системы образования в республике. Речь также зашла и об обеспечении в школах широкополосного круглосуточного доступа к сети Интернет с системой контентной фильтрации. Особое внимание было уделено вопросам обеспечения безопасности в учреждениях системы образования республики.

По итогам совещания министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что мнения педагогической общественности Адыгеи по отношению к статьям закона прозвучали в русле тех вопросов, которые вызвали резонанс не только в Адыгее, но и по стране в целом. Он отметил, что все предложения будут учтены, проанализированы. Голос педагогической общественности будет услышан.

Педагоги снова говорили о том, что ЕГЭ проверяет не все результаты обучения. На что Андрей Фурсенко еще раз подчеркнул, что Единый государственный экзамен — это технология итоговой аттестации, которая в целом себя оправдала, и сейчас речь может идти только о совершенствовании этой технологии. Он также добавил, что нужны и возможны другие параллельные формы подведения итогов пребывани ребенка в школе. Это вопрос, требующий серьезной проработки, чем Министерство образования и науки будет серьезно заниматься в ближайшее время. Этот вопрос находится на контроле у Президента РФ.

Весь пакет сформулированных предложений, получивших одобрение и поддержку на совещании, будет направлен в Министерство образования и науки РФ до 15 сентября.

автор  Татьяна Филонова 

Вы здесь: Главная ЦДО СМИ о нас Советская Адыгея от 24.08.2011